Любовь двух гениев: Фредерик Шопен и Жорж Санд

Магия его музыки и смелость ее романов – все это плоды любовного союза двух талантливых людей, так непохожих друг на друга: мужественной писательницы-феминистки Жорж Санд и по-детски ранимого композитора Фредерика Шопена.

Их история окутана тайнами и домыслами, им было суждено разлучиться, но даже на смертном одре Шопен думал о ней. Что же кроится за всем этим? Подробности их отношений – в этой статье.


Загадки романа этих двух людей до сих пор пытаются разгадать поклонники их творчества
Загадки романа этих двух людей до сих пор пытаются разгадать поклонники их творчества

От рождения до судьбоносной встречи

Фредерик родился в 1810 году в простой семье. Его отец, посвятивший свою жизнь преподаванию, когда-то переселился из Франции в Польшу. Сын и другие дети воспитывались в любви, поэтому все они выросли весьма одаренными личностями.

Маленький Шопен с младенчества воспринимал музыку особенно чутко и уже в 7 лет написал композицию, которую местные газеты признали шедевром. Неудивительно, что через несколько лет он стал признанным гением.

Жорж Санд, а на самом деле Аврора Дюпен (первое имя – литературный псевдоним) появилась на свет в 1804 году в результате неравного брака между аристократом и дочерью птицелова. Бабушка будущей писательницы так и не приняла невестку в дом. Аврора находилась постоянно между двух огней. А после смерти отца свекровь и вовсе забрала внучку жить к себе. И как бы ни было тяжело на сердце у матери, она не возражала, обеспечив ей таким образом хорошее воспитание и наследство.


Маленькая Аврора
Маленькая Аврора

Разлука со столь близким ей человеком не могла не сказаться на ребенке. Тоска по маме с возрастом переросла в бунты. Чтобы как-то усмирить внучку, графиня отдает ее на воспитание в монастырь. Раненная душа Авроры со всем усердием погрузилась в духовную жизнь. Вскоре в ней стало зреть желание быть монахиней, но и тут бабушка вмешалась в ее судьбу, решив выдать ее замуж.

Еe брак не увенчался успехом, несмотря на то, что в семье родилось двое детей.


Дети писательницы: Морис и Соланж Дюдеван
Дети писательницы: Морис и Соланж Дюдеван

Не находя любви в объятиях мужа, Аврора сменила несколько любовников. Она понимала, что так не может продолжаться и, бросив все, уехала от супруга в Париж. Чтобы как-то обеспечить свою жизнь, она занялась литературным творчеством, что и стало ее призванием.

Псевдоним «Жорж Санд» появился на свет после любовных отношений с Жюлем Сандо. Именно под этим именем она и прославилась на всю Францию.

Встретил по одежке

Детство без матери и несчастливый брак закалили Жорж. Она не признавала общественные нормы, что отразилось и на ее внешнем виде: всегда в мужском костюме и с сигарой в зубах. Именно такой она и предстала перед Шопеном в день их первой встречи. Случилось это на одном из светских приемов.

Санд сразу прониклась к музыкальному гению теплыми чувствами, что нельзя сказать о нем. Он был шокирован ее внешним видом и даже усомнился, что под мужским сюртуком может скрываться женщина.

Втайне от всех

Череда совместных встреч открыла композитору тонкую творческую натуру Жорж. Кроме того, в ней он увидел силу, к которой так стремилась его ранимая душа.

Они держали свой роман в секрете, ведь французское общество не погнушалось бы посплетничать о любовной интриге скандально известной своими ухажерами писательнице с гением моложе ее на несколько лет. Но их отношения становились все крепче и серьезнее, дальше скрывать было невозможно.

Совместная жизнь

Они перебрались жить в поместье, доставшееся Жорж от бабушки. Там писательница создавала романы под звуки фортепиано, на котором композитор оттачивал свои гениальные вальсы. Окруженные природой, запахом роз, пением птиц и вдохновленные друг другом они в этот период создали множество шедевров.


Фредерик и Жорж в один из творческих вечеров
Фредерик и Жорж в один из творческих вечеров

До сих пор остается загадкой, как вспыльчивая и эпатажная Санд уживалась с робким, но в то же время капризным Шопеном.

Гостями их дома были Гейне, Бальзак, Лист, Делакруа и Берлиоз.

Испытание болезнью

Туберкулез подкосил здоровье музыкального гения, и пара перебралась на время в Испанию, чтобы местный целительный климат излечил его. Но болезнь не отступала. Санд ни на минуту не отходила от его постели.

Женщина часто называла своего любимого ее третьим ребенком и признавалась, что испытывала к нему материнские чувства.

Узнав о чахотке, хозяин квартиры, которую они снимали, потребовал немедленно освободить апартаменты. Не найдя другого убежища, они приютились в одном из монастырей. Но больному становилось хуже, и было решено вернуться домой.

Ни один капитан не хотел брать их на борт из-за болезни мужчины. В итоге им удалось попасть на корабль, на котором они добрались до Франции в каюте по соседству со свинарником.

Дети против

Но и дома пара не находит покоя. Дети Жорж не скрывают своего неодобрения к выбору матери. Кроме того, на нее сваливается ответственность за всю семью – больной Фредерик не способен помогать ей. Его частые капризы становятся причинами скандалов в доме. В итоге их союз рушится, и Шопен покидает Санд навсегда.

Даже после разлуки дочь писательницы продолжает портить добрые отношения между гениями. Она не раз писала композитору о новых ухажерах матери, многие из которых были ей выдуманы. Существует мнение, что юная Соланж была тайно влюблена в него.

На смертном одре

После расставания бывшие возлюбленные встретятся еще один раз. Жорж, в которой до сих пор теплилась надежда на его возвращение, подойдет к когда-то родному для нее человеку. Но он, не приняв ее жеста, отвернется и уйдет.

Можно было бы подумать, что былые чувства охладели в Шопене, если бы не его слова перед самой смертью: «Она обещала мне, что я умру в ее объятиях».

О паре, которая осталась вместе на тонущем «Титанике»; о чувствах, вспыхнувших между пожилыми людьми; и об удивительной судьбе Колчака и Анны Тимиревой – читайте в нашем блоге.

Похожие посты

Букеты и композиции